Модель внутренней системы оценки качества образования (далее - ВСОКО) представляет собой совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой концептуально-методологической основе оценку качества образования в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов, образовательными потребностями участников образовательных отношений через получение полной достоверной информации и последующей внешней и внутренней оценки качества образования.
Модель ВСОКО позволяет консолидировать усилия администрации школы, руководителей методических объединений, творческих педагогов для решения проблемы качества системы мониторинга.
ВСОКО является подсистемой муниципальной системы оценки качества образования, региональной системы оценки качества образования, а далее и общероссийской системы оценки качества образования.
Целью ВСОКО является получение и распространение достоверной информации осостоянии и результатах образовательной деятельности, о степени соответствия ФГОС,тенденциях изменения качества общего образования, дополнительного образованияобучающихся и причинах, влияющих на его уровень, для формирования основы принятияуправленческих решений администрацией школы для дальнейшего развития ОО.
Основные задачи ВСОКО:
1) формирование единого подхода к оценке качества образования в ОО (критериев качества образования и подходов к его измерению, разработка единой информационно-технологической базы системы оценки качества образования); 2) получение объективной информации о качестве образовательного процесса в школе, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень; 3) определение степени соответствия условий осуществления образовательного процесса государственным требованиям, выявление факторов, влияющих на повышение качества образования и принятие обоснованных управленческих решений по повышению качества образования;
4) обеспечение вертикали в оценке качества образования за счет интеграции ВСОКО ОО с муниципальной моделью системы оценки качества образования, региональной моделью оценки качества образования;
5) информационное, аналитическое и экспертное обеспечение мониторинга ОО.
Основные функции ВСОКО:
- обеспечение качества образования и удовлетворение потребности в получении качественного образования со стороны всех субъектов образования; - сбор информации о системе образования, обработка, систематизация и хранение полученной информации, а также непрерывный системный анализ состояния и перспектив развития образования, выполненный на основе указанной информации; - экспертиза, диагностика, оценка и прогноз основных тенденций развитияшколы;
- информационное обеспечение управленческих решений по проблемам повышения качества образования.
Объекты оценки ВСОКО:
• Качество результатов;
• Качество образовательного процесса;
• Качество условий.
Ожидаемые результаты ВСОКО:
- достижение качества образования учащихся, удовлетворяющее социальным запросам;
- прозрачность и открытость системы образования для всех участников образовательных отношений;
- прогнозирование развития образовательной системы ОО.
2. Организация ВСОКО
Организационной основой мониторинга качества образования является Циклограмма, где определяются объекты, показатели, сроки, инструментарий, ответственные, обсуждение результатов, подведение итогов, контроль исполнения. Циклограмма рассматривается на заседании Педагогического совета в начале учебного года, утверждается приказом директора и обязательна для исполнения.
Аналитический отчет ВСОКО ОО составляется в сентябре, по окончании предыдущего учебного года.
Внутренняя оценка качества образования предусматривает выстроенную систему мониторинга: качества результатов образования, качества реализации образовательного процесса, качества условий осуществления образовательной деятельности; эффективность управления ОО.
Направления |
Объекты оценки |
Образовательные результаты |
Предметные результаты. Метапредметные результаты. Личностные результаты. Результаты образовательной деятельности с детьми-инвалидами и обучающимися с ОВЗ. Результаты работы с одаренными детьми. Результаты работы внеурочной деятельности. Здоровье обучающихся. Количество отличников, аттестатов с отличием, медалистов. Трудоустройство выпускников. Результативность участия педагогов |
Образовательный процесс |
Полнота выполнения учебных планов и программ. Результаты ВПР обучающихся. Качество уроков и индивидуальной работы с обучающимися. Качество внеурочной деятельности. Качество реализации системы воспитательной работы. Качество научно-методической системы школы. Удовлетворенность обучающимися и их родителями (законными представителями) образовательными услугами |
Образовательные условия |
Кадровые условия. Психолого-педагогические условия. Материально-технические условия. Информационно-методические условия. Санитарно-гигиенические и эстетические условия образовательного процесса. Организация питания |
При оценке качества образования фактические значения показателей определяются на основе экспертизы и измерений. Процедура проведения экспертизы и измерений устанавливается нормативно-правовыми актами (федеральными, региональными, муниципальными, локальными актами школы).
Корреляция результатов внешней и внутренней экпертизы качества образования предполагает сопоставление и анализ результатов внутренних диагностических работ и ВПР на уровне начального, основного, среднего образования, регионального и муниципального мониторинга с результатами входного контроля и итогового контроля.
Оценка достижений обучающихся осуществляется посредством следующих процедур: мониторинговые исследования, включая международные, общероссийские, региональные, муниципальные исследования, региональные олимпиады и конкурсы, анализ результатов независимых экспертиз, результатов общественной оценки, мониторинговые исследования удовлетворенности участников образовательного процесса.
Информирование заинтересованных сторон о качестве образования в ОО осуществляется через: отчеты о результатах самообследования, родительских собраний общешкольного родительского комитета.
Доступ к данной информации является свободным для всех заинтересованных лиц, публикуется на информационном сайтеОО, за исключением достижения личностных результатов обучающихся школы.
3. Механизмы ВСОКО
В школе создана структура управления и разделения должностных обязанностей как на уровне всей администрации школы, так и на уровне различных специалистов по оценке качества образования. Таким образом, определена неразрывная связь полномочий и ответственности при управлении качеством образования в ОО.
Функции отделов ВСОКО
Администрация школы |
Осуществляет политику в сфере образования, обеспечивающую учет особенностей школы, направленных на сохранение и развитие единого образовательного пространства, на создание необходимых условий для реализации конституционных прав граждан России на получение образования. Формирует блок локальных актов, регулирующих ВСОКО лицея, контролирует их исполнение. Координирует функционирование системы оценки качества образования на уровне школы в соответствии с требованиями ФГОС. Координируют работу различных структур, деятельность которых связана с вопросами оценки качества образования. Устанавливает и утверждает порядок, периодичность проведения мониторинговых исследований. Анализирует результаты оценки качества образования. Организует прохождение процедуры лицензирования на ведение образовательной деятельности школы, проведение процедуры государственной аккредитации школы. Обеспечивает представление информации о качестве образования на муниципальный и региональный уровни. Принимает управленческие решения по совершенствованию качества образования на основе анализа результатов. Содействует реализации принципа общественного участия в управлении образованием в школе. Участвует в обсуждении вопросов по реализации ВСОКО. Оказывает информационную поддержку ВСОКО. Осуществляет общественный контроль за качеством образования и деятельностью школы в формах общественного наблюдения, общественной экспертизы. |
Социальные партнеры |
Осуществляет общественный контроль за качеством образования и деятельностью школы в формах общественного наблюдения, общественной экспертизы. |
Педагогический совет |
Принимает основные направления развития школы, повышения качества образования и эффективности учебно-воспитательного процесса. Утверждает годовой календарный график школы на учебный год. Утверждает циклограмму ВСОКО. Определяет порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся, решает вопросы перевода в следующий класс. Решает вопросы о поощрении обучающихся по итогам ГИА, промежуточной аттестации. |
Экспертная группа |
Участвует в разработке модели ВСОКО на уровне школы. Планирует мероприятия в области оценки качества образования на уровне школы. Участвует в разработке методики оценки качества образования и системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития школы. Участвует в разработке критериев оценки результативности профессиональной деятельности педагогов школы согласно требований ФГОС. Осуществляет текущий контроль успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. Проводит мониторинговые исследования. |
Творческие группы учителей |
Участвуют в разработке и реализации ВСОКО. Участвуют в разработке методики оценки качества образования. Участвуют в разработке системы показателей и параметров оценочных процедур. Обеспечивают проведение в школе контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования. Организуют систему мониторинга качества образования в лицее, осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития школы, анализируют результаты оценки качества образования. Организуют изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования школы. Обеспечивают информационную поддержку системы оценки качества образования школы. Изучают, обобщают и распространяют передовой опыт построения, функционирования и развития системы ВСОКО. |
Классные руководители |
Определяют уровень воспитанности каждого ученика на основе диагностического инструментария. Анализируют динамику развития личности каждого учащегося. Разрабатывают и предлагают учащимся, родителям (законным представителям) рекомендации по самооценке результатов воспитания. |
В состав комиссии по осуществлению ВСОКО входят: заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР, председатель ПВО, председатели МО, представитель общешкольного родительского комитета, представитель социальных партнеров, председатель школьного ученического совета. В школе руководителем комиссии по ВСОКО может выступать заместитель директора по УВР, заместитель директора ВР, в зависимости оттого, на какое содержание ВСОКО делается акцент. В основные обязанности руководителя входят: составление плана-графика проведения анализа; контроль за подготовкой к анализу и документальным оформлением результатов исследовательских процедур; предоставление консультаций по отдельным вопросам; контроль за выполнением приказов, распоряжений, положений и инструкций; составление общего отчета о работе, проделанной комиссией; предоставление ее результатов руководству.
Эксперты комиссии участвуют в подготовке, документальном оформлении исследовательских процедур, являются непосредственными исполнителями при проведении внутренних экспертиз.
Специалистом по информационным технологиям может быть учитель информатики.
Описание управленческих действий по результатам ВСОКО
Субъекты принятия управленческих решений: руководитель школы, заместители директора по УВР и по ВР, Педагогический совет, временные экспертные группы.
Формами принятия управленческого решения по итогам ВСОКО являются: приказ руководителя, решения Педагогического совета, совещания при директоре, психолого-педагогического консилиума, психолого-медико-педагогического консилиума, справки экспертизы экспертных групп.
Методы и способы управления персоналом, реализуемые по итогам ВСОКО: административно-командные (приказ), коллегиальные (решение коллегиальных органов управления), экономические (аттестация, награждение, премирование и др.), психолого-педагогические (инструкции, рекомендации, поддержка).
Алгоритм управленческих действий при управлении качеством образования предполагает: сбор информации (мониторинг качества образования), проблемно-ориентированный анализ информации, целеполагание, мотивация кадров на достижение поставленных целей, диагностика ресурсов и условий их реализации, прогнозирование, программирование, планирование, организация деятельности, контроль, коррекция и регулирование деятельности, оценка результата.
Разработанная Модель ВСОКО ОО позволит консолидировать усилия руководителей школы, руководителей методических объединений, творческих педагогических групп учителей школы для решения проблем качества образования.